Рыбалка нахлыстом

Зимняя ностальгия (нахлыст на Кольском полуострове)

Чем дольше ловлю нахлыстом, тем больше убеждаюсь в том, что для того, чтобы сделать рыбалку интересной, нужно совсем немного - постоянный эксперимент и совсем немного удачи. Хочу рассказать о своих самых необычных и запоминающихся впечатлениях прошедшего сезона. Не секрет, что чаще всего в памяти остаются не те рыбалки, где поклевки следуют одна за другой и поймано много, пускай даже крупной рыбы. А вот когда удается поймать очень осторожную рыбу в необычном и сложном месте, да еще в такое время года, что каждая поклевка - настоящий праздник, - это запоминается надолго.

Рекомендуем почитать

В конце июля на Кольском полуострове мне довелось попасть на прекрасную рыбалку. Погода располагала к активному питанию рыбы. Кумжа и голец проявляли интерес к любым более или менее подходящим мушкам и различным способам их подачи. Главная задача, определяющая успех в таких, близких к идеальным, условиях ловли, - первым оказаться на «свежем», нетронутом месте реки или ручья. Очень скоро мне это наскучило, и я решил поискать чего-нибудь более интересного и пошел вдоль берега большого озера. Ловля в озере намного более сложна и непредсказуема, чем в реке. Рыба очень осторожна и часто не показывает своего присутствия. Стоял полный штиль, на поверхности почти никаких насекомых, кроме мелкой мошки, которая роилась у самой кромки берега. Изредка появлялись круги от играющей рыбы на большом расстоянии от берега. Наконец замечаю круги на воде в 10-15 метрах от берега,! осторожно подхожу и наблюдаю. Рыба ведет себя как-то странно: медленно подолгу крутится под поверхностью в одном и том же месте, потом исчезает и через одну-две минуты появляется снова. При этом я каждый раз четко вижу спинной плавник. Привязываю мелкого эмерджера и начинаю осторожно делать забросы. После двух-трёх забросов рыба уходит и не

появляется минут десять. Терпеливо жду, рассматривая коробку с мушками и ломая голову над вопросом: чем же ее соблазнить? Охота за этой одной-единственной рыбой продолжалась больше часа, причем за это время я сделал не более пятнадцати забросов. Испробовав подходящие имитации всплывающих личинок насекомых, которые имелись в моем арсенале, я продолжил экспериментировать. После того как попробовал имитацию муравья, рыба отреагировала положительно, и через заброс последовала долгожданная поклевка. Должен сказать, что сопротивлялась кумжа совсем не так вяло, как кормилась под по-; верхностью. Несмотря на то что это была не , очень крупная рыба, радости моей не было предела. Аккуратно освободив рыбу и по благодарив ее за терпение к надоедливому рыбаку, я решил немного отдохнуть и перекусить. И тут увидел такое, от чего бросил свой недоеденный бутерброд. В нескольких метрах от меня голец питался роящейся мошкой буквально в 5-10 сантиметрах от берега. Когда я подкрался поближе, то мог рассмотреть его очень отчетливо. Ему приходилось выходить на такую мель, что половина спины торчала над водой. Насладившись вдоволь этой картиной, я все-таки попытался сделать несколько забросов. Но положить очень маленькую сухую мушку в 5-10 смантиметрах от кромки воды и создать имитацию ее движения (настоящая мошка очень быстро кругообразно двигалась на поверхности), когда весь шнур и поводок лежат на берегу, с расстояния около восьми метров, стоя на коленях... Для меня эта задача оказалась невыполнимой. Сделать же забросы со стороны воды или вдоль берега было еще более неудобно. После нескольких моих неудачных попыток голец ушел и больше не появлялся. Выждав некоторое время и убедившись, что шансов у меня уже нет, я зашагал в сторону палатки, размышляя, как же все-таки нужно ловить в таких случаях. Тем полезны неудачи, что они заставляют нас учиться и экспериментировать.

Зимняя ностальгия (нахлыст на Кольском полуострове)

На следующий день еще одна интересная встреча, только на этот раз с другой рыбой. Яркое солнце в самом зените, прохожу мимо небольшой заводи около русла реки, сильно поросшей водорослями. «Типичное щучье место», - рассуждаю про себя, и в этот момент взгляд останавливается на приличного размера щуке, стоящей в метре от берега. Удочку в сторону и за фотокамерой. Прибрежный рельеф и растительность стали мне помощниками в желании подкрасться как можно ближе. Очень медленно приближаюсь и делаю два снимка: с расстояния метра от поверхности, а потом и совсем близко - в сантиметрах 20-30. Также медленно удалиться терпения уже не хватило - щука обнаружила «папарацци» и неторопливо отплыла в сторону. Так, снимки готовы, теперь надо попробовать ее поймать. Перехожу на другую сторону заводи, конструирую поводок из двойной толстой лески, так специального щучьего поводка нет. Делаю несколько проводок. Все мои усилия остались непонятыми со стороны щуки, и я подумал, что стоит вернуться сюда вечером. Так и сделал. Вечером на втором или третьем забросе крупной мушки из оленьего меха схватила небольшая, меньше килограмма, щучка - это была точно не та, что позировала мне днем. А вот вторая, которая через несколько минут, громко чмокнув, схватила мушку с поверхности в этом же месте, была именно той самой рыбой! Это я понял по приличному сопротивлению и небольшому светлому пятну на голове щуки, которое я заметил еще днем.

И я даже не обиделся, когда хозяйка заводи покусала мне руку до крови, поскольку мой ретрактор оказался слишком мал для того, чтобы вынуть мушку из щучьей пасти. Попробовав на вкус рыбацкой крови и, попозировав еще раз перед фотокамерой на траве, она как ни в чем не бывало удалилась на свое облюбованное место. Из недельной поездки эти два дня мне запомнились больше всего. Вспоминается другая интересная рыбалка.

Конец апреля - время довольно раннее для начала ловли кумжи нахлыстом на Кольском. В самом разгаре подледный лов, который продолжается здесь в некоторых местах до начала июня.

Мы ждем первых промоин на реке с нетерпением, чтобы после долгой заполярной зимы потренироваться в технике заброса и восстановить в памяти это сказочное чувство предвкушения поклевки. Очень важно не пропустить момент, когда на реке появляются первые промоины, но еще не началось массовое таяние снега. Этот короткий промежуток длится меньше недели. Найти пригодное для ловли место в такое время - проблема. Когда река вскрывается полностью, резко повышается уровень воды и ловить в мутном, бушующем потоке становится практически бесполезно.

Однажды, проезжая мимо реки Средней, протекающей около Североморская приметил промоину, пригодную для забросов. Мы с товарищем, впервые держащим в руках нахлыст, не раздумывая, отправились к первому открытому кусочку воды. Я скорее хотел размяться и позаниматься обучением моего спутника технике заброса, чем ловить по настоящему. С погодой повезло, но к реке пробрались с трудом - подтаявший снежный наст не держал, и мы постоянно проваливались чуть ли не по пояс. Кое-где уже ползали веснянки, это радовало. Было приятно после долгой зимы слышать «шепот» реки и ощущать, как слушается тебя снасть. Замеченный через некоторое время всплеск не вызвал доверия. «Скорее всего, показалось», - подумал я, но решил всеже проверить. Привязал свою любимую «глазастую» мушку, прекрасно зарекомендовавшую себя в прошедшем сезоне, и начал добросовестно обрабатывать открытый участок воды метр за метром, приближаясь постепенно к примеченному месту. И - о чудо! Первая поклевка в новом сезоне состоялась! Эта менее чем полукилограммовая кумжа стала одной из самых ранних, пойманных мной на реке. Следующие несколько рыбалок остались безрезультатными. Но летом, когда по клевки исчислялись десятками, нет-нет да и вспоминалась эта первая весенняя кумжа.

Зимняя ностальгия (нахлыст на Кольском полуострове)

Снова река Средняя, только теперь уже начало октября - время, наоборот, позднее и очень сложное для рыбалки - через две-три недели река уже будет подо льдом. Листья давно опали, вода очень холодная, температура воздуха чуть выше нуля. В такое время кумжа обычно не балует поклевками. Надежду вселяет только «секретная» мушка, показанная мне Андреем Соколовым на предыдущей рыбалке, которую он в единственном экземпляре связал «по-быстрому» за пятнадцать минут до выезда на пикник. Прим. ред. - Эта мушка - вариант мушки Super Tinsel)

Ловлю легким 8-футовым удилищем 3-4-го класса с поводком 0,2 мм, так как обычно экземпляры кумжи здесь редко превышают килограмм. Начинаю прорабатывать слив с большого плеса, используя стандартную примерную проводку, стараюсь максимально заглубить мушку. Настроение поднял увиденный всплеск, но это оказалась всего лишь ондатра, которая вынырнула на поверхность и неторопливо поплыла по своим делам, выставив голову над водой. «Еще пару забросов, и пойду помогать разводить костер», - думаю я. Внезапно следует мощная потяжка, и спокойная поверхность реки взрывается внушительных размеров буруном от подсеченной рыбы. Кумжа оказалась настоящим бойцом, и в течение последующих пятнадцати минут мне пришлось сильно потрудиться, чтобы не дать ей оборвать поводок с подлеском в камнях. Для этого мне пришлось почти все время держать удилище на вытянутой вверх руке и идти за рыбой почти по середине реки. Не помню точно, сколько раз она сматывала шнур с катушки, но размеры кумжи я смог оценить, только подведя рыбу к себе. Мои друзья, отложив в сторону кулинарию, переживали вместе со мной на берегу. Кумжа оказалась рекордной для меня на этой реке - 2,8 килограмма.

Самой же необычной в этом году, безусловно, стала сентябрьская рыбалка в высокогорных ручьях Кавказа, на которой мы побывали с моим другом Николаем Токарским - прекрасным рыболовом и человеком, который умеет творить чудеса кулинарии в походных условиях. Рыбалка на Кавказе всегда пленяла меня своей непредсказуемостью, необычностью условий и мест. Нашими спутниками были необычайно интересные люди - коренные кавказцы, которые знают толк в организации подобных поездок. Мы ловили форель на высоте около 2000 метров над уровнем моря, где трудно вздохнуть полной грудью и часто облака были ниже нас. Такое не забывается ни когда - как будто побывали в раю. Несмотря на сильную жару, в ложбинах северных склонов лежит снег - он не тает даже летом. Вода просто кристально чистая, и форель настолько пугливая, что ловить в одном и том же месте дважды в течение дня практически бесполезно. После привычных мне рек Кольского было непросто приспособиться ловить в ручьевых «микроямках», размер которых часто был меньше метра. На сухую мушку форель практически не реагировала, поэтому задача состояла в том, чтобы попасть, заглубить и сделать хоть какую-нибудь проводку на коротком участке ручья. Но в этом-то и весь интерес, что мы должны быть готовыми к любым, даже самым сложным условиям. И пусть форель не удивляла своими размерами и количеством, но через какие прекрасные места мы прошли, какая незабываемая ночь в горах и этот пьянящий своим ароматом воздух! А невероятно вкусная уха и жаренная на решетке форель под кавказские тосты?..

А пока за окном - долгая северная зима. В моих «мушиных» коробках уже выстроились в ряды мушки для следующего сезона, готовые к новым экспериментам. Все снасти настроены и приготовлены. Осталось подождать немного. Обязательно будут и очень удачные дни, когда рыба, кажется, может взять как угодно и что угодно. Будет и крупная рыба, и не очень, но это уже не так важно. Как всегда, самыми яркими впечатлениями будут нестандартные условия ловли, необычное поведение рыбы и вообще все новое, что мы узнаём, отдаваясь нашему любимому увлечению - нахлысту.

Геннадий Шеляг Североморск

По материалам журнала "Нахлыст"

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.