Разнообразные тактики и приёмы ловли рыбы на нахлыст

За гольцом (ловля гольца на нахлыст)

В июльскую стужу. Таймыр - самая северная рыбалка

СБОРЫ

На что ловить-то будем, стримера заказывать надо, время поджимает, а информации никакой. Мой вопрос повисает в воздухе, потому как никто из опрошенных знакомых нахлыстовиков на тот момент не смог ответить вразумительно, что же предпочитает арктический голец на Таймыре в конце июля - начале августа. Именно в эти сроки планировалась наша заброска на Хутуда Бигу — по нганасански «реку, дающую прокорм».

Рекомендуем почитать

Ловля гольца на нахлыст
По мере приближения срока отъезда этот же вопрос начинает мучить и двух моих компаньонов, в отличие от меня нахлыстовиков со стажем. Общими усилиями определяемся с размерами и цветом, благо у всех есть достаточно большие «запасы» мушек, в том числе стримеров, оставшихся с предыдущих сезонов. Если что, довяжем на месте - успокаиваем мы себя (забегая вперед скажу сразу, что делать этого не пришлось). «Форелево-хариусовый» набор для европейских собратьев также укладывается в рюкзак, благо вес позволяет. Готовность номер один.... За пару дней до отлета заболевает один их партнеров. Это серьезный удар по программе, планировалось фото- и видеосъемка двух рыболовов, да и статистика была бы более достоверной. Но деваться некуда, в Арктику надо ехать только здоровым, шесть часов полетного времени «вертушки» — слишком дорогая плата за возможное прогрессирующее заболевание. Итак, москвичей осталось только двое, я и Константин Тимохин.

Никто из опрошенных знакомых нахлыстовиков не смог ответить вразумительно, что же предпочитает арктический голец на Таймыре в конце июля — начале августа

ДОРОГА

Летим. Норильск, аэропорт, гостиница, магазин, рынок, гостиница, аэропорт, пограничный контроль, «вертушка». Летим дальше. Диксон, аэропорт, дозаправка, пограничный контроль, полет нормальный. Устье Пясины, стационар заповедника, высадка орнитологов из Голландии, лететь осталось немного. Устье Хутуды, база, встреча, день рождения, баня...

Ловля гольца на нахлыст

Уже не летим... Вернее летим, но как-то по другому, летим... все завтра... завтра... вернее сегодня... С этим как раз сложно, солнце висит, не заходя за горизонт, и чувство времени несколько притупляется, никакие биологические часы ничего не могут подсказать без взгляда в сторону хронографа на запястье. Ого, уже 5 утра, ну еще пара забросов и можно идти поспать пару часов до отлета. Рыба практически не ловится, но мы сюда придем после сплава, так что «соленый» морской нахлыст нам еще предстоит.

Утром с присоединившимися к нам сотрудниками Большого Арктического заповедника Андреем и Павлом уходим на «бреющем» в сторону верховьев реки. Идем низко, разглядывая потенциально интересные места. Сверху все выглядит замечательно, хотя некоторые перекаты придется идти волоком. Все, садимся. От устья по прямой мы километрах в пятидесяти, рекой все девяносто - сто будет. Не так уж и мало для детального анализа. Обменявшись с «летунами» номерами телефонов ( нам их сотовые, им наш спутниковый ), отпускаем ребят дальше «полетать», сами же, вовсю раздувая щеки, принимаемся накачивать лодки и ставить лагерь, уж больно хорошее место было выбрано для высадки. Костя ловит первых хариусов, отпуская их на поклон к «старшим», забрав пару-тройку на сугудай под стопочку и сигарету. Скоро эти «прелести» закончатся, так как все и бралось с расчетом на скорейшее «завязывание» с дурными привычками, доставшимися нам от цивилизации, «улетевшей» всего пару часов назад. Все, «одны-совсем-одны»!!!

СПЛАВ

Утром, наскоро собрав лагерь и упаковав все в наши славные «резинки», выдвигаемся... До сего момента ни одного гольца, только хариус до 500 г. Периодические остановки на неболь

ших перекатах также безрезультатны. Так, впереди достаточно интересный порожек, скальные выходы с обоих берегов, посмотрим-посмотрим. Есть, большая яма внизу и небольшая выше порога, на них-то и продолжим наши поиски этого самого гольца, срывающегося от нас целые сутки. Пять минут и первый, килограмма на полтора прихватывает Костин стример. С почином, господа, так держать! Последующие два часа приносят пару десятков гольцов от килограмма до двух как на мушку, так и на «железо», в прилове хариусы, некоторые до килограмма. Неплохое местечко! Постепенно клев затихает, скорее всего, мы «перекололи» всех наиболее активных рыб, повторная встреча с нами их точно не прельщает. Ну что ж, двигаемся дальше. Еще и моряна налетела, снег мелкий и колючий, вот вам и конец июля, уважаемые исследователи. Арктика, ничего не попишешь.

Через несколько километров сплава следующий порог с очень мощной ямой внизу. Она не только глубокая, но и достаточно широкая, веса «вертушек» явно не хватает на заброс под противоположный берег с помощью единственного «тестового» мультипликатора, взятого с собой в качестве пробного «оружия». Со второго заброса садится что-то приличное, это уже не «двушка», несколько минут ожесточенной борьбы и пепельно-розовый красавец на три с полтиной радует глаз во время освобождения от крючка и приведения в чувство. Плыви, браток, да поминай нас добрым словом! Пока беру в руки фотоаппарат - у Константина поклевка, всего то минута прошла! Да, тут что-то еще более крупное! Так и есть, почти 7 кг! Павел настаивает на изъятии, ему необходимо исследовать эту икряную самку, мы же не особенно сопротивляемся, надо - значит надо, против науки не попрешь.

Так продолжается почти час, идут «четверки», «пятерки», одна «шестерка»! Брачный наряд на большинстве экземпляров только начинает «расцветать», попадаются и совсем светлые рыбы. Но все чертовски красивы, бесподобно красивы! Забрасываю чуть дальше, к островку в нижней части ямы. Поклевка! Собственно поклевка достаточно мягкая, я бы даже сказал, комфортная, а вот после... Рыба пару раз проходит яму вверх и обратно, выжимая из снасти все возможное. Да, экземпляр очень достойный, борьба длиться порядка 10 минут, вываживаю осторожно, чувствуя трофей. Устав, голец сдается на милость победителя, который, впрочем, готов его отпустить, правда, после предварительного обмера. Вот все 84 см созданного матушкой природой роскошного тела освобождены от приманки, и теперь надо приходить в себя, и гольцу и мне.

Ловля гольца на нахлыст

Трофей очухался быстрее и, благодарно махнув плавниками, с достоинством ушел в глубь ямы. Удачи! По нашим подсче там этот красавчик потянул на 8 кг, это рекорд! По крайней мере, наш на сегодняшний момент. Понимая, что самые крупные экземпляры как раз у острова, пытаемся на лодке подойти и заякориться. Особого успеха это не приносит, помимо сносимой из-за недостаточного груза лодки нас очень хорошо видно в суперпрозрачной воде, и даже выходы очень хороших экземпляров заканчиваются презрительным разворотом и уходом в глубину.

Ну и нам пора. Жалко покидать это место, но мы уверены, что ниже нас ждут еще более добычливые места! Как потом оказалось, именно это место было самым удачным по соотношению количества и качества пойманной рыбы. Мы этого еще не знали, посему и не остались на дневку, необходимость которой потом, по прошествии времени, стала очевидной. Дальнейший наш сплав проходил по принципу «перекат-облов-сплав-перекат» с отвлечением на фото и видеосъемку живописнейших видов реки, тундры и живности, обитающей в здешних местах - все-таки заповедник. Гольцы «от двух до пяти» и хариусы до килограмма также в достаточном количестве «имели место быть» практически на каждом из порогов, встретившихся на нашем пути. Об одном из них хочется рассказать особо.

Это произошло на четвертый день сплава. Достаточно широко разлившаяся река вдруг неожиданно сузилась до 20 - 30 м. Неожиданность заключалась в том, что обычно местные пороги являются «прорывом» между 20 - 50-метровыми скалами, отвесно входящими в воду хотя бы с одного берега. Тут же скальные обнажения не превышали 5 - 10 м над уровнем тундры и после порога река превращалась в озеровидное расширение, простирающееся на несколько километров вдаль. Место было настолько несхоже со всеми предыдущими участками сплава, что мы немедленно остановились и взялись за снасти. Глубина реки позволила перейти на противоположный берег в забродниках, и мы с Константином принялись «прочесывать» порог с разных берегов. Двух забросов было достаточно, чтобы понять - рыба тут есть! Пока вытаскиваю из лодки свою одноручную «шестерку», Костя уже умудряется поймать двух гольцов на 1,5 и 2 кг, дальше - больше! Это место мы назвали «аквариумом». Голец клевал практически без передыха, смена стримера не оказывала практически никакого влияния на «аппетит» обитателей этого совершенно «безумного» места. Особо крупных экземпляров не было, но в шкалу «два-три-четыре-пять» большинство пойманных гольцов укладывалось. Если честно, то мы устали быстрее, чем «противник», чему все, похоже, были рады. Наша усталость и небольшой спад активности рыбы послужили сигналом к отплытию.

Весь морской голец очень светлый, исключительно боевой, ведь он еще усиленно питается перед заходом в реку. Наряду с гольцом в этих водах также очень успешно растет омуль, брат того самого омуля, обитающего в Байкале.

МОРЕ

Ловля гольца на нахлыст

Так мы прошли до самого губы моря, ночуя в палатках и в «балках» заповедника на самой последней «речной» дневке. Именно тут нас посетил матерый овцебык, заставив выскочить в одних подштанниках из натопленного жилья для оперативного фиксирования этого знаменательного события на наши цифровые носители. Шел он против солнца и по ветру и обнаружил «двуногих» только тогда, когда громкий смех уже невозможно было сдержать, наблюдая за забавным поведением большой «мохнатой коровы» при кормежке. Грозно предупредительно фыркнув, этот «летний царь» зверей, не боящийся в стаде даже стаю волков, сделал в нашу сторону небольшую предупредительную пробежку, но, разглядев, с кем имеет дело, повернулся и задорным галопом отправился обратно в тундру, чем еще больше нас развеселил. Выход в залив был ознаменован поломкой «Вихря» и кромешным туманом, в котором мы почти потерялись, разорвав минимально необходимую дистанцию между лодками. Лишь разожженный из плавника огромный костер и периодически подаваемые нами звуковые сигналы позволили Андрею и Павлу на полуживом моторе найти нас с Костей около этого огромного факела. Немного обсушившись, мы отправились в связке двух лодок под трехсильным «Джонсоном» на базу, из которой вылетали в день заброски. Достаточно уверенно преодолев около 10 километров по вполне морским волнам, прибыли на место, где нас ждала пока еще не растопленная баня и несколько дней морской рыбалки. Ура, это почти дом, с теплом, книгами и компотом! По крайней мере, на ближайшие несколько дней. Эти самые дни мы посвятили «морскому» нахлысту. Его нельзя было назвать действительно морским, так как ловили мы все-таки в заливе, но ширина в 2 — 3 км, практически соленая к этому времени вода и наличие приливно-отливных течений позволяли точно сказать, что ловим мы уже не в реке!

Весь залив испещрен довольно длинными мысами и, соответственно, прилегающими к ним небольшими заливчиками, большинство из которых мы попытались обловить в поисках морского гольца и омуля. Как оказалось, действительно очень удачных мест на всем протяжении губы было не так уж и много, всего-то два-три. Но каких! Приливно-отливные течения, наложенные на соответствующий подводный рельеф, в этих местах дают очень мощные движения водных масс, переносящие большое количество корма для крупных стад ряпушки, корюшки, сайки и ледовитоморской рогатки, в свою очередь являющихся кормовой базой для гольца, нагуливающегося перед заходом в реку.

Если стоять на мысу и не смотреть вдаль, то кажется, что ловишь в реке. Все остальное также практически не отличается от ловли на реке - бровка, свал... Расстояние до них, как правило, не очень большое, и самые мелкие и шустрые гольцы частенько берут у самых ног рыболова, не успевая его увидеть в погоне за добычей.

Стримеры, применяемые при такой ловле, несколько отличаются от тех, кои были востребованы на Хутуде. Это, как правило, имитация малька или взрослой рыбки вышеперечисленных видов, исполненная в светлой или оливковой гамме. Выбор зависит только от того, какое стадо проходит в конкретном месте в конкретное время. Если стоит неподходящий стример, то его смена на что-то более соответствующее с первого же заброса сопровождается поклевкой. В общей массе экземпляры более мелкие, преимущественно до 2 - 3 кг, но для своего веса гораздо более активные, чем их речные коллеги. Голец-боец, это словосочетание очень точно подходит к этому виду, особенно в море. Хотя общая весовая планки и была несколько ниже, но самый увесистый трофей мы взяли именно тут. Самка, взявшая Костин стример и преподнесшая ему полчаса незабываемых ощущений вываживания трофейного экземпляра, была длиной 81 см и потянула за 8 кг! Мне также повезло с подобной поклевкой, но севший «пароход» через несколько минут борьбы, несмотря на все мои старания не дать ему выйти на течение, все-таки сделал это и, успешно освободившись от крючка, оставил меня гадать, сколь же «кил» было в нем. Надо сказать, что весь морской голец очень светлый, исключительно боевой, ведь он еще усиленно питается перед заходом в реку, вследствие этого самые вкусные блюда из этого достойного соперника были приготовлены именно тут, на берегу залива.

Наряду с гольцом в этих водах также очень успешно растет омуль, брат того самого омуля, обитающего в Байкале. При среднем весе 2 кг этот вид очень перспективен для ловли нахлыстом, так как при вываживании гораздо более агрессивен, чем голец такого же веса. О его гастрономических свойствах я умолчу, ведь вся рыба в этих местах чрезвычайно вкусная и, что не менее важно, экологически чистая.

Нам удалось поймать всего одного омуля, хотя он в это время в этих местах обычен, что можно объяснить лишь нашей привязанностью к гольцу и недостатком времени, которого с каждым последующим днем не хватало катастрофически. Уже в вертолете мы дали себе слово, что в следующем году обязательно выделим несколько дней на поиски этого интересного представителя сиговых, и не только его, ведь в этих водах также обитают нельма, муксун, чир и многие другие северные виды, ловля которых нахлыстом практически не освещена, хотя наверняка и практикуется.

Итоги

Ловля гольца на нахлыст

Ну, вот и закончилась наша продолжительная экспедиция, главным итогом которой стала экспертная оценка, данная в нашем лице реке Хутуда Биге. Река эта уникальна как по своему физико-географическому положению, так и по природному комплексу, наиболее полно передающему всю особенность ландшафтов северного Таймыра.

При научно обоснованном подходе в разработке рыболовных и экологических маршрутов можно и нужно таким образом построить систему взаимоотношений человека и природы, чтобы она могла существовать в строгом соответствии с концепцией сохранения природного наследия Арктики, столь хрупкого и ранимого. И нахлыст в этом деле может сыграть далеко не последнюю роль.

Дмитрий Пакин

Дмитрий Пакин — Московский рыболов, участник рыболовных экспедиций в сибирь и на дальний восток, создатель сайта semga.ru

По материалам журнала "Нахлыст"

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.