Нахлыстовые забросы

Основы нахлыстового заброса

Основы нахлыстового заброса

Базовая техника

Приветствую всех российских нахлыстовиков. Я надеюсь, что общение на языке удилища и шнура доставит нам удовольствие, так же как и наша общая увлеченность всем, что связано с рыбой, мушками и водой.

Взгляните на нахлыстовиков мирового класса, и вы увидите то, что их объединяет - точные, повторяющиеся от заброса к забросу, отработанные на практике базовые элементы, на основе которых они могут выполнить любой заброс. Другими словами, прекрасный заброс - это следствие хорошей базовой техники.

Рекомендуем почитать

Представленная на этих страницах базовая техника уже доказала свою состоятельность как отличная отправная точка для обучения нахлыстовым забросам. Следует, однако, понимать, что освоение базовых элементов не означает, что вы должны всегда выполнять заброс единственным способом. Рассматривайте базовую технику как способ достижения точности, эффективности и стабильности основных движений при забросе. Поняв и освоив базовую технику, вы сможете модифицировать ее под свое понимание заброса и физические возможности (Эл Кайт (Аl Kyte ) и Гэри Моран (Gary Moran) называли этот процесс «самооптимизация»), а также развивать ее в различных направлениях, создавая множество видов и стилей забросов базовой техники, рассматриваемой на этих страницах, меня научил мой отец, Гарри, который в свою очередь стажировался у уже покойных Джима Грина (Jim Green), Чарльза Ритца (Charles Ritz ) и Френка Стила (Frank Steel). Эта техника очень похожа ну ту, которой учат другие хорошо известные инструкторы, такие как Мел Кригер (Mel Krieger), Стив Рейджеф (Steve Rajeff) и Джоан Вульф (Joan Wulff). Другими словами, базовая техника, о которой я здесь рассказываю, на протяжении десятилетий была многократно испытана как на высочайшем уровне обучения, так и во время соревнований. Именно то, с чего стоит начинать!

Часто при ловле в специфических ситуациях или для достижения определенного результата мне нужно изменить (иногда значительно) угол заброса, наклон и дальность. При этом основные базовые движения остаются, хотя в измененном виде. Удивительно, но в широком диапазоне нахлыстовых забросов присутствуют одинаковые основные элементы. Действительно, если вы внимательно посмотрите, то увидите, что индивидуальные, присущие конкретному человеку стили заброса могут рассматриваться и использоваться как независимые, объективно существующие элементы.

Исследование Эла Кайта и Гэри Морана «Нахлыстовый заброс: сущность и стиль» продолжает обсуждение идеи основных движений заброса, лежащих в основе стиля. Нахлыстовики, описанные в данной работе, имели различные стили, но, при внешних различиях, основа заброса была очень схожа. Например, один нахлыстовик держал руку сбоку от корпуса и низко опускал локоть, другой держал руку вертикально, выдвигая локоть вперед. Несмотря на это, в конечном счете, и тот и другой выполнял со шнуром одни и те же действия.

Гравитационный заброс

За несколько минут сила гравитации поможет вам изучить основную последовательность движений базовой техники.

Взмах назад

Основы нахлыстового заброса - взмах назад

Опустите расслабленную бросающую руку вдоль тела, согните локоть так, чтобы предплечье было параллельно земле. Теперь поднимите предплечье и ухватите верхнюю часть уха большим и указательным пальцами.

Вы только что сделали взмах назад.

Бросок вперед

Основы нахлыстового заброса

Теперь отпустите ухо, расслабьте руку и позвольте ей под действием собственного веса опускаться вниз и вперед, пока предплечье не окажется параллельно земле (исходная позиция перед взмахом назад).

Это движение под действием силы тяжести (гравитации) делается аналогично расслабленному рубящему удару в карате. Мой отец называл его «гравитационным ударом». Это - бросок вперед. Посмотрите, что происходит с вашей рукой при выполнении этих создающих базовую технику движений. Вы заметите, что для выполнения этого движения ваш локоть перемещается вверх-вниз всего на несколько дюймов (1 дюйм = 2,54 см). Движение локтя - ключ к эффективному забросу, потому что это означает, что были задействованы мускулы плеча. Эти мускулы самые сильные в системе плечо-рука. Если именно мускулы плеча выполняют основную работу при подъеме-вытягивании, то вы стали на один шаг ближе к наиболее важному слову в забросе - контролю.

Если вы меньше устаете, то лучше контролируете свои действия. Если подъем-вытягивание выполняют ваши основные мускулы, то остальные мускулы могут обеспечить точность движений и корректировок, обеспечивая лучший контроль. При использовании для заброса всей руки вам намного легче внести изменения в заброс в соответствии с вашими личными предпочтениями и исходя из специфики ситуации.

Тонкая настройка

Несмотря на то что основные движения базовой техники заброса достаточно легки для изучения, для реального заброса требуется более «точная настройка» движений. Опустите расслабленную бросающую руку вдоль тела, согните локоть так, чтобы предплечье было параллельно земле. Сожмите пальцы в кулак, но не напрягайте его, при этом большой палец должен быть сверху. Теперь очень медленно начинайте выполнять взмах назад.

Толчок назад

Основы нахлыстового заброса

Когда кончик большого пальца окажется на уровне лица, используя кисть, резко толкните руку вверх и назад, контролируя действие, так, чтобы большой палец занял вертикальное или почти вертикальное положение.

Толчок должен быть небольшим, контролируемым движением, изменяющим положение кисти на небольшой угол. Я обычно прошу обучающихся представить угол 10 - 20°, не больше. Не форсируйте движение руки назад, одновременно не позволяя ей заваливаться назад. Поверните голову и посмотрите на ладонь, чтобы проконтролировать положение большого пальца — оно должно быть практически вертикальным.

Ускорение при взмахе назад

Основы нахлыстового заброса

После нескольких повторов начинайте повышать скорость взмаха назад, пока его выполнение не будет занимать примерно одну секунду. Как только у вас это начнет получаться, измените скорость движения — начинайте выполнять взмах назад медленно, а потом плавно ускоряйте в направлении вверх-и-назад. Все движение должно длиться секунду или немного меньше. Главное — плавность!

Это плавное ускорение жизненно важно для освоения настоящего заброса.

Хороший способ убедиться, что вы точно повторяете движение - коснуться большим пальцем верхней части уха при взмахе назад (при движении вверх цель именно ухо). Вы не только будете иметь осязаемую точку остановки, но также будете начинать толчок кистью каждый раз в одном и том же положении. Помните всегда о том, что вы можете взмахнуть локтем слишком высоко, в результате чего кончик удилища также окажется слишком далеко сзади.

Теперь о броске вперед: как и при методе гравитации, позвольте руке упасть вниз-и-вперед под силой тяжести.

Толчок вперёд

Основы нахлыстового заброса

Когда предплечье станет примерно под углом 45° к горизонту, выполните маленький, контролируемый толчок кистью вперед, повернув запястье на небольшой угол. (опять же, повернув запястье на небольшой угол), а затем остановите руку.

Остановка при броске вперед

Основы нахлыстового заброса

Принимая во внимание время, которое необходимо для движения кистью, большой палец после остановки руки должен быть направлен примерно под углом 45° к горизонту.

Расслабьте руку и позвольте предплечью вернуться в исходное положение параллельно земле. Теперь вы готовы выполнить новый взмах назад.

Ускорение вперед

Основы нахлыстового заброса

После того как вы выполните бросок вперед несколько раз, начинайте увеличивать скорость движения так, чтобы на выполнение всего движения (от старта до финиша) требовалась приблизительно одна секунда.

Как только у вас это начнет получаться, измените скорость движения — начинайте выполнять бросок вперед медленно, а потом плавно ускоряйте в направлении вниз-и-вперед. Все движение должно длиться секунду или немного меньше. Главное — плавность!

Это плавное ускорение жизненно важно для освоения настоящего заброса.

Вы, вероятно, заметили, что движение руки во время взмаха назад почти в два раза длиннее, чем при броске вперед. Во время выполнения начального взмаха назад вам необходимо дополнительное перемещение руки, чтобы помочь создать плавное ускорение при подъеме шнура с поверхности воды (необходимо преодолеть поверхностное натяжение). Как только шнур окажется в воздухе, вам уже не придется преодолевать такое большое трение и последующее движение при броске назад может быть укорочено. Заметьте также, что движение при взмахе назад выполняется в направлении вверх-и-назад, а при броске вперед - вниз-и-вперед. Этот набор -движение наверх-и-назад и вниз-и-впе-ред очень важен для базовой техники заброса.

Точки заброса

Основы нахлыстового заброса

В базовой технике заброса есть три фиксированные точки:

  1. Исходное положение;
  2. Остановка при взмахе назад;
  3. Остановка при броске вперед.

Плавное ускорение от точки 1 к точке 2, затем плавное ускорение от точки 2 к точке 3, затем отдых и опять начинаем с точки 1.

Ритм

Поскольку вы перемещаете руку от точки к точке, то хорошей идеей является тренировка чувства ритма заброса через голову, который основывался на базовой технике заброса. Чувство ритма - ключ к улучшению техники заброса. В свое время мы уже говорили немного о ритме (одна секунда для взмаха назад и одна секунда для броска вперед), теперь нам необходимо продолжить «оттачивать» ритм. Для базовой техники заброса каждый взмах назад и каждый бросок вперед необходимо выполнять в течение 2/3 - 3/4 секунды. Добавьте паузу продолжительностью 2/3 -3/4 секунды между взмахом назад и броском вперед. Пауза позволит шнуру развернуться в воздухе позади вас при выполнении заброса через голову.

Этот ритм подходит для заброса через голову выпущенного из тюльпана отрезка шнура длиной 6 - 9 м. Чтобы освоить этот ритм, выполняйте взмах назад, паузу и бросок вперед на счет «одна тысяча... две тысячи... три тысячи» соответственно. Если хотите, можете опустить «тысячу» и медленно считать «один... два... три...»). Вы можете также называть каждую часть базовой техники заброса. Например, «Взмах назад... Пауза... Бросок вперед».

Гантели

Использование гантелей — хороший способ продемонстрировать эффективность базовой техники заброса и одновременно отработать его технику. Для этой цели подойдут гантели весом 0,5 — 1 кг. Возьмите гантель в руку и выполните все описанные в базовой технике движения. Вы заметите две вещи: во-первых, необходимо более энергично выполнять движение, чтобы переместить гантель вверх, а затем выполнить толчок кистью назад, при этом ощущения будут странными - поскольку в жизни редко приходится перемещать руку в таком направлении. Во-вторых, если вы расслабите руку и позволите ей опускаться вниз-и-вперед, то гантель, естественно, будет представлять опасность. Вместо того чтобы бороться с гравитацией во время выполнения броска вперед, вы работаете с ней.

Заброс с обеих рук

Изучение базовой техники заброса обеими руками не особенно трудно, и даже облегчает это изучение!

Заброс с двух рук

Основы нахлыстового заброса

Что вы должны сделать: hасположите обе руки в исходном положении, а затем выполните все движения базовой техники обеими руками одновременно.

Вдобавок, работая одновременно обеими руками, вы не будете чувствовать себя таким уж неуклюжим. При одновременном перемещении обеих рук вы не чувствуете неуравновешенность только от взмахов рукой с одной стороны тела.

Кроме того, когда обе руки выполняют одно и то же движение, они помогают корректировать друг друга, ускоряя обучение. Вдобавок ко всему, вы всегда можете увидеть периферийным зрением всю или часть одной из рук, добавляя еще один элемент самокоррекции. Чтобы делать это еще лучше, используйте две гантели. Хотя этот технический прием не позволяет узнать все аспекты заброса и владения шнуром, он действительно облегчит изучение базовой техники заброса и поможет приобретению навыка работы обеими руками.

Этот технический прием может также подготовить вас к изучению таких вещей, как двойная тяга и забросы двуручным удилищем. После экспериментирования в школах и на семинарах я пришел к выводу, что опыт работы одновременно двумя руками будет действительно эффективным, даже в том случае, когда удилище находится только в одной руке. Этот прием дает практическое преимущество и при забросе шнура.

Периферийные остановки

Периферийное зрение может помочь научиться останавливать руку в нужном, с точки зрения базовой техники заброса, месте. Расположите обе руки в исходном положении. Глядя прямо перед собой, выполните обеими руками взмах назад. Когда руки начинают приближаться к краю периферийного зрения, наступает момент выполнения толчка кистью и остановки руки, как это было описано ранее. Если все выполнено правильно, в зону периферийного зрения попадает только ладонь. Та же идея остановки может также быть применена и к броску вперед. Обе руки находятся в позиции остановки при взмахе назад. Глядя прямо перед собой, выполните бросок вперед. Когда руки полностью окажутся в зоне периферийного зрения, выполните толчок кистью, а затем остановку, как описано выше.

Другие «помощники»

Дальнейшее закрепление навыков никогда не повредит, так что я предлагаю вашему вниманию четыре упражнения - «помощника», которые мы с отцом многократно опробовали при проведении обучения в наших школах и на семинарах. Первое упражнение я называю «Поршень». Оно помогает правильно выполнять перемещения локтя вверх и вниз. Хотя локоть в отличие от механического поршня и не двигается строго вверх и вниз, но в этих движениях есть много общего.

«Поршень»

Основы нахлыстового заброса

Упражнение простое - держите руку в положении остановки при взмахе назад, поднимайте и опускайте локоть вдоль тела, представляя его поршнем.

Это похоже на то, как если бы вы тянули веревку, чтобы позвонить в колокол. Локоть должен перемещаться всего на несколько дюймов - от точки остановки при взмахе назад до нижнего края грудной клетки. Движение должно быть четким, мышцы напряжены.

Удар ладонью

Основы нахлыстового заброса

Второе упражнение - «помощник» - «рубящий удар ладонью». По существу, вы выполняете рубящий удар карате бросающей рукой по открытой ладони другой руки (если вы практикуете забросы с двух рук, тогда периодически меняйте руки).

Смысл заключается в следующем: открытая ладонь должна быть повернута приблизительно на 45° и находиться на высоте, соответствующей точке остановки руки при выполнении заброса вперед. Кроме того, держите ладонь приблизительно на расстоянии 20 - 25 см от груди, в зависимости от вашего роста и длины руки (чем вы выше и чем длиннее у вас руки, тем дальше от груди нужно держать ладонь). Затем выполняйте описанную выше базовую технику заброса, но при броске вперед бросающая рука должна нанести сильный рубящий удар карате по открытой ладони. Вместо собственной ладони можно использовать неподвижный предмет, расположенный на требуемой высоте.

«Тяни-толкай»

Основы нахлыстового заброса

Третий помощник - «Тяни-толкай» - связан с первыми двумя. Свободная рука поддерживает локоть бросающей руки и во время выполнения движений базовой техники толкает ее вверх и тянет вниз.

Такое упражнение может быть весьма полезно при отработке заброса с удилищем и шнуром.

Четвертое упражнение я назвал «Скольжение пальца». Вместо того чтобы толкать локоть вверх, этот прием предполагает, что взмах назад закончен и рука поднята в нужное положение (ваше предплечье только что прошло вертикаль).

«Скольжение пальца»

Основы нахлыстового заброса

Коснитесь пальцем свободной руки точки немного выше локтя бросающей руки. Опускайте палец, позволяя бросающей руке с ускорением двигаться вниз и вперед под действием силы тяжести. В тот момент, когда палец соскользнет с локтя, остановите руку.

Вы обнаружите, что ваша рука оказывается весьма близко к точке остановки при выполнении броска вперед.

Изучение базовой техники нахлыстового заброса — даже если у вас есть уже какой-либо опыт — может оказать реальную пользу в вашем продвижении в освоении нахлыста. Во второй части этой статьи мы рассмотрим идею «трех фаз», которая поможет нам продолжить анализ и лучше представить основные элементы нахлыстового заброса. Более подробно о базовой технике забросов можно узнать на сайте www.flycastinginstitute.com.

Основы нахлыстового заброса

Джейсон Боргер (Jason Borger) — известный американский нахлыстовик, профессиональный инструктор, директор по обучению института нахлы-ста, автор книги «искусство нахлыстовых забросов» и многочисленных статей по технике и практике нахлыста, участвовал в съемках знаменитого фильма «и река течет». дополнительная информация на сайте автора

www.jasonborger.com

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.